МБУ ДО «Центр детского творчества «Радуга»

Муниципальное казённое учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества «Радуга» осуществляет образовательную деятельность в соответствиис действующим законодательством РФ в области образования.

Целью образовательного процесса в МБУ ДО «ЦДТ «Радуга» является выявление и развитие способностей каждого ребенка, формирование духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей личности, обладающей прочными базовыми знаниями, ориентированной на высокие нравственные ценности, способной впоследствии на участие в развитии общества. Эту цель педагогический коллектив реализует через внедрение дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ естественнонаучной, физкультурно-спортивной, художественной, социально-педагогической направленностей.

В дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программах МКУ ДО «ЦДТ «Радуга» заложены деятельностный и личностно ориентированный принципы обучения, при которых ребенок самостоятельно выбирает для обучения любое творческое объединение, индивидуальный маршрут по своим способностям, интересам и склонностям. Обучение протекает в активной деятельности ребенка, т.к. на практику отводится достаточное количество времени. Обучающиеся могут в течение года переходить из одного объединения в другое.

Развитие установок на достижение успеха у обучающихся предусматривает приобретение ими опыта совместной деятельности как с педагогом, так и со сверстниками. Этому способствует выбор методов и форм обучения, характерными чертами которых являются:

  • вариативность, позволяющая учесть потребности, интересы, склонности, способности и возможности учащихся;
  • направленность на развитие творческих способностей и освоение приемов исследовательской работы учащимися;
  • личностно-ориентированная технология, которая способствует изменению системы взаимоотношений: педагог - ребенок.

Образовательный процесс построен так, что учащиеся чувствуют себя уверенными в собственных силах. При этом знания, умения и навыки учащихся сопоставляются как с уровнем обязательных требований, так и с уровнем их предыдущих учебных результатов.

Используются групповые, индивидуальные и индивидуально-групповые формы занятий. Усилия педагогов направлены на создание развивающей, свободной, комфортной, доброжелательной, многообразной, располагающей к общению среды.

Основными задачами дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ являются:

  • формирование и развитие творческих способностей детей;
  • удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании;
  • развитие личностных компетенций воспитанников в соответствии с их интересами и склонностями.

В 2018-2019 учебном году образовательный процесс осуществлялся по 4 направленностям:

  • Художественная (20 программ, из них 1- индивидуальная работа с детьми с ОВЗ);
  • Социально-педагогическая (2 программы);
  • Физкультурно-спортивная (1 программа);
  • Естественнонаучная (1 программа).

Важным показателем образовательной деятельности является качество образования – мера соответствия достигаемого образовательного результата ожиданиям личности, общества, государства. В Центре разработана система мониторинга учебно-воспитательного процесса, целью которого является получение комплексной информации о состоянии основных показателей качества обучения, тенденциях его изменения и причинах, влияющих на его уровень. Регулярное отслеживание результатов может стать основой стимулирования, поощрения ребёнка за его труд, старание. Каждую оценку надо прокомментировать, показать, в чем прирост знаний и мастерства ребёнка – это поддержит его стремление к новым успехам. Педагогами отслеживаются 3 группы достижений учащихся:

  1. учебные достижения (анкетирование, тестирование для определения уровня знаний, умений, навыков в соответствии с дополнительной общеобразовательной программой);
  2. личностные достижения (диагностические карты развития личностных качеств учащихся, уровень практической реализации творческих достижений детей: результат участия в различных конкурсах, выставках, мероприятиях);
  3. социально-педагогические достижения (динамика уровня воспитанности учащихся).

Программы художественной направленности нацелены на раскрытие творческого потенциала ребенка и дают незаменимый опыт познания себя и преображения окружающего мира по законам красоты. Через опыт творческой деятельности дети приобщаются к отечественной и мировой художественной культуре. Выбирая художественную направленность, дети выбирают свободу выражения, полет фантазии, преодолевают застенчивость, скованность, соприкасаются с достижениями мировой цивилизации, а значит - поднимают свой культурный уровень.

Одной из основных задач программ социально-педагогической направленности является социализация детей и подростков. Программы этой направленности позволяют получить навыки в сфере развития коммуникативных способностей, воспитания культуры общения и поведения, решают задачи формирования у подростков аппарата саморегуляции и самореализации в современном социуме и освоения ими социально - одобряемых ценностных ориентаций.

Важнейшей задачей программы физкультурно-спортивной направленности является развитие у детей их природных задатков, возможностей, способностей. Целесообразность работы этого направления продиктована снижением двигательной активности школьников, что сказывается на состоянии здоровья, физическом развитии и физической подготовленности детей. Данная программа призвана сформировать у учащихся устойчивые мотивы и потребности в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни.

Программы естественнонаучной направленности в системе дополнительного образования ориентированы на развитие познавательной активности, самостоятельности, любознательности. Способствуют формированию интереса обучающихся к научно-исследовательской деятельности.

Структура образовательных программ

Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы МКУ ДО «ЦДТ «Радуга» разработаны в соответствии с Положением о требованиях к содержанию и оформлению дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в МКУ ДО «ЦДТ «Радуга», определяют цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательной деятельности с учетом специфики образовательной организации, образовательных потребностей и запросов участников образовательных отношений.

В разработке программ принимал участие методический совет Центра.

Структуру дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы составляют два основных раздела.

Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик программы»:

  • пояснительная записка;
  • цель и задачи программы;
  • содержание программы;
  • планируемые результаты.

Раздел № 2 «Комплекс организационно-педагогических условий»:

  • календарный учебный график;
  • условия реализации программы;
  • формы аттестации;
  • оценочные материалы;
  • методические материалы;
  • рабочие программы (модули) курсов, дисциплин программы;
  • список литературы.

Копии дополнительных общеобразовательных программ:

  1. Художественная направленность
  2. Физкультурно-спортивная направленность
  3. Естественнонаучная направленность
  4. Социально-педагогическая направленность