Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества «Радуга» осуществляет образовательную деятельность в соответствии с действующим законодательством РФ в области образования.
Целью образовательного процесса в МБУ ДО «ЦДТ «Радуга» является повышение доступности качественного дополнительного образования, соответствующего современным потребностям личности и общества; создание благоприятных условий для личностного и физического развития детей, удовлетворения их интересов, способностей и дарований, адаптации их к жизни в обществе; вовлечение молодежи в активную, социально-значимую и культурную деятельность на территории города.
Эту цель педагогический коллектив реализует через внедрение дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ естественнонаучной, физкультурно-спортивной, художественной, социально-гуманитарной, естественнонаучной направленностей.
В дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программах МБУ ДО «ЦДТ «Радуга» заложены деятельностный и личностно ориентированный принципы обучения, при которых ребенок самостоятельно выбирает для обучения любое творческое объединение, индивидуальный маршрут по своим способностям, интересам и склонностям. Обучение протекает в активной деятельности ребенка, т.к. на практику отводится достаточное количество времени. Обучающиеся могут в течение года переходить из одного объединения в другое.
Развитие установок на достижение успеха у обучающихся предусматривает приобретение ими опыта совместной деятельности, как с педагогом, так и со сверстниками. Этому способствует выбор методов и форм обучения, характерными чертами которых являются:
- вариативность, позволяющая учесть потребности, интересы, склонности, способности и возможности учащихся;
- направленность на развитие творческих способностей и освоение приемов исследовательской работы учащимися;
- личностно-ориентированная технология, которая способствует изменению системы взаимоотношений: педагог - ребенок.
Образовательный процесс построен так, что учащиеся чувствуют себя уверенными в собственных силах. При этом знания, умения и навыки учащихся сопоставляются как с уровнем обязательных требований, так и с уровнем их предыдущих учебных результатов.
Используются групповые, индивидуальные и индивидуально-групповые формы занятий. Усилия педагогов направлены на создание развивающей, свободной, комфортной, доброжелательной, многообразной, располагающей к общению среды.
Основными задачами дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ являются:
- формирование и развитие творческих способностей детей;
- удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании;
- развитие личностных компетенций воспитанников в соответствии с их интересами и склонностями.
В 2021-2022 учебном году образовательный процесс осуществляется по 5 направленностям:
- Художественная (21 программа, из них 1- индивидуальная работа с детьми с ОВЗ);
- Социально- гуманитарная (3 программы);
- Физкультурно-спортивная (3 программы, из них 1 – индивидуальная работа с детьми с ОВЗ и инвалидами);
- Естественнонаучная (1 программа);
- Техническая (3 программы);
Важным показателем образовательной деятельности является качество образования - мера соответствия достигаемого образовательного результата ожиданиям личности, общества, государства. В Центре разработана система мониторинга учебно-воспитательного процесса, целью которого является получение комплексной информации о состоянии основных показателей качества обучения, тенденциях его изменения и причинах, влияющих на его уровень. Регулярное отслеживание результатов может стать основой стимулирования, поощрения ребёнка за его труд, старание. Каждую оценку надо прокомментировать, показать, в чем прирост знаний и мастерства ребёнка – это поддержит его стремление к новым успехам.
Педагогами отслеживаются 3 группы достижений учащихся:
- учебные достижения (анкетирование, тестирование для определения уровня знаний, умений, навыков в соответствии с дополнительной общеобразовательной программой);
- личностные достижения (диагностические карты развития личностных качеств учащихся, уровень практической реализации творческих достижений детей: результат участия в различных конкурсах, выставках, мероприятиях);
- социально-педагогические достижения (динамика уровня воспитанности учащихся).
Программы художественной направленности нацелены на раскрытие творческого потенциала ребенка и дают незаменимый опыт познания себя и преображения окружающего мира по законам красоты. Через опыт творческой деятельности дети приобщаются к отечественной и мировой художественной культуре. Выбирая художественную направленность, дети выбирают свободу выражения, полет фантазии, преодолевают застенчивость, скованность, соприкасаются с достижениями мировой цивилизации, а значит - поднимают свой культурный уровень.
Одной из основных задач программ социально- гуманитарной направленности является социализация детей и подростков. Программы этой направленности позволяют получить навыки в сфере развития коммуникативных способностей, воспитания культуры общения и поведения, решают задачи формирования у подростков аппарата саморегуляции и самореализации в современном социуме и освоения ими социально - одобряемых ценностных ориентаций.
Важнейшей задачей программы физкультурно-спортивной направленности является развитие у детей их природных задатков, возможностей, способностей. Целесообразность работы этого направления продиктована снижением двигательной активности школьников, что сказывается на состоянии здоровья, физическом развитии и физической подготовленности детей. Данная программа призвана сформировать у учащихся устойчивые мотивы и потребности в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни.
Программы естественнонаучной направленности в системе дополнительного образования ориентированы на развитие познавательной активности, самостоятельности, любознательности. Способствуют формированию интереса обучающихся к научно-исследовательской деятельности.
Структура образовательных программ
Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы МБУ ДО «ЦДТ «Радуга» разработаны в соответствии с Положением о требованиях к содержанию и оформлению дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в МБУ ДО «ЦДТ «Радуга», определяют цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательной деятельности с учетом специфики образовательной организации, образовательных потребностей и запросов участников образовательных отношений.
В разработке программ принимал участие методический совет Центра и педагоги.
Структуру дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы составляют два основных раздела.
Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик программы»:
- пояснительная записка;
- цель и задачи программы;
- содержание программы;
- планируемые результаты.
Раздел № 2 «Комплекс организационно-педагогических условий»:
- календарный учебный график;
- условия реализации программы;
- формы аттестации;
- оценочные материалы;
- методические материалы;
- рабочие программы (модули) курсов, дисциплин программы;
- список литературы.